Количество дипфейков в рунете с начала 2025 года кратно растет. Речь о поддельных видео, направленных на намеренное введение в заблуждение граждан и несущих социальную опасность. По данным АНО «Диалог Регионы», за период с января по сентябрь включительно в российском сегменте Интернета было выявлено 342 уникальных дипфейка такого типа. Это в 4,1 раза больше, чем за весь 2024 год (было зафиксировано 84 дипфейка). По прогнозам экспертов АНО «Диалог Регионы», в 2025 году количество дипфейков в пять раз превысит показатели прошлого года. Технологии противодействия дипфейкам обсудят на третьем международном форуме «Диалог о фейках 3.0», который пройдет в Москве 29 октября.
Аудитория фейковых видео также увеличивается. За неполный 2025 год было выявлено в 5,9 раза больше копий дипфейков, чем за весь 2024 год (55 тыс. в 2025 году против 9,3 тыс. в 2024). Количество просмотров такого контента в текущем году составило 122,5 млн, что в 3,1 раза превышает показатели всего 2024 года.
«С октября 2024 года количество уникальных дипфейков в России ежеквартально растёт примерно в 1,5-2 раза и более. Это связано, в том числе с качественным прогрессом нейросетей по генерации видео», – отмечает начальник управления по противодействию недостоверной информации АНО «Диалог Регионы» Сергей Маклаков.
Взрывной рост числа дипфейков в рунете фиксируется с апреля, и эта динамика сохраняется. Только за август выявлено 77% от общего количества дипфейков за весь 2024 год (63 дипфейка).
«Чаще всего персоналиями дипфейков (79% от общего числа) становятся губернаторы регионов и другие госслужащие», – отметил Сергей Маклаков.
В сентябре выявлено 65 уникальных дипфейков, что стало историческим максимумом. Два из них были направлены против губернатора Севастополя Михаила Развожаева. Наибольшее количество подобных фальшивок (15 уникальных случаев) выявлено в Белгородской области: их цель – дискредитация губернатора Вячеслава Гладкова.
Кроме того, ряд дипфейков был создан с чиновниками из Белоруссии, хотя и распространялся на российскую аудиторию, а также известными персонами поп-индустрии России.
Дипфейки уже не отличимы по качеству для обычного человека. Зачастую подделку можно определить только с помощью профессиональных инструментов, например системы «Зефир» от АНО «Диалог Регионы». Сейчас для создания дипфейков требуется ролик-донор, в котором заменяется речь героя. Следующий виток развития такого социально опасного контента – повышение доступности и качества диффузионных моделей, когда для создания дипфейка уже не потребуется исходного видео. это усложнит и процесс фактчекинга, и технологическую детекцию.
Какие дипфейки сейчас наиболее распространены и как им можно противостоять, специалисты обсудят на третьем международном форуме «Диалог о фейках 3.0», который пройдет в Москве 29 октября. Организатор форума – АНО «Диалог Регионы». Форум соберет более двух тысяч участников из 80 стран – представителей органов власти, фактчекеров, медиаменеджеров и журналистов.
Фото с сайта https://fakes2025.dialog.info/





