Эволюция избирательного законодательства в современной России

Доклад Ассоциации «Независимый общественный мониторинг».

Избирательная система России в последние десятилетия прошла сложный путь эволюции, включающий этапы становления в 1990-е гг., трансформации институциональных основ и электоральных практик в 2000-гг. и дальнейшего совершенствования избирательного законодательства и избирательного процесса. В основе этого процесса — сочетание творческого осмысления исторического опыта развития института выборов и анализа практик функционирования избирательных систем зарубежных стран.

Эволюцию российского избирательного законодательства и электоральной практики целесообразно разделить на три этапа:

  1. Становление избирательной системы Российской Федерации, 1993–1999 гг. Происходит формирование институциональных основ избирательной системы, разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты, регулирующие организацию и проведение выборов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
  2. Трансформация избирательного законодательства и электоральной практики в Российской Федерации, 2000–2011 гг. В первое десятилетие XXI в. происходит реформа избирательного законодательства. Внесены изменения в правовое регулирование деятельности избирательных объединений. Изменения направлены на сохранение единства государства, предотвращение дезинтеграционных процессов.
  3. Совершенствование избирательной системы Российской Федерации, 2012–2020 гг. Новый этап реформирования избирательного законодательства и электоральной практики направлен на демократизацию избирательного процесса, расширение прав и возможностей реализации активного и пассивного избирательного права.

Итогом развития избирательного законодательства России в 1993–2020 гг. стало создание комплексной системы правовых норм, включающей целый ряд правовых актов, принятых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В настоящее время есть все основания говорить о качественно новом этапе в развитии избирательной системы — этапе цифровизации и технологического переоснащения, сопровождающемся точечной настройкой ее правовых параметров в целях обеспечения большей доступности для избирателей как ключевых участников избирательного процесса.

Российское избирательное законодательство успешно прошло испытание временем в непростых условиях социальных, экономических и политических преобразований. Сформированная на его основе электоральная практика позволяет эффективно решать задачи политического представительства, участия и конкуренции, обеспечивая демократический процесс передачи политической власти.

Ключевой характеристикой российской избирательной системы является её нацеленность на новации, постоянное совершенствование институциональных основ системы, практики правоприменения. В отличие от избирательного законодательства и избирательного процесса некоторых других стран, например, США, сохраняющих архаические черты и блокирующих любые изменения, российская избирательная система демонстрирует готовность к обновлению.

Динамика обновления законодательства о выборах и референдумах 1993–2021 гг. объективно задается качественными процессами общественного развития, к числу которых относится:

  1. Изменение федеративного устройства государства, включая процесс создания в 2004–2008 гг. новых укрупненных субъектов Российской Федерации (Забайкальский край, Камчатский край, Красноярский край, Пермский край, Иркутская область), расширение территории страны в связи с образованием в ее составе Республики Крым и города федерального значения Севастополя, появление новых форм организации публичной власти — федеральных территорий в 2020 г.
  2. Совершенствование организации и взаимодействия между различными ветвями и уровнями публичной власти, включая конституционно-правовые основы и механизмы политического представительства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
  3. Развитие партий, общественных объединений и институтов гражданского общества, требующее уточнения форм, механизмов и процедур их участия в избирательном процессе, институционализации позитивных общественных практик, в том числе в сфере общественного контроля и наблюдения.
  4. Технический прогресс, в т. ч. в сфере электронных информационно-коммуникационных технологий, открывающий новые возможности цифровизации избирательных процедур, делающий возможным использование технических средств подсчета голосов, дистанционного голосования, в т. ч. с использованием сети Интернет.
  5. Реагирование на вновь появившиеся и актуализированные угрозы в сфере безопасности и социальных отношений, а также риски природного и эпидемиологического характера (в т. ч. КОВИД-19). При этом новые правила и процедуры, непосредственно обусловленные возникновением негативных явлений и рисков, с их устранением могут быть сохранены как показавшие свою эффективность и действенность, удобные для избирателей и иных участников выборов.

Современное избирательное законодательство Российской Федерации представляет собой динамичную, постоянно развивающуюся систему правовых норм, совершенствование которой нацелено на расширение возможностей граждан Российской Федерации реализовать активное избирательное право, создание условий для развития политической конкуренции и политического участия, повышения уровня гласности, открытости и прозрачности избирательного процесса.

При этом в основе процесса эволюции избирательного законодательства России находятся права и интересы российских избирателей.

Основной вектор развития российской избирательной системы направлен на следующие изменения:

  • Расширение возможности проголосовать, создание условий для реализации избирателями активного избирательного права.
  • Повышение уровня комфорта и удобства процедуры голосования.
  • Постоянное совершенствование электоральных процедур на основе гласности, открытости и прозрачности.

Обновление законодательства происходит в привязке к электоральным циклам, причем наиболее активно — в два временных периода: накануне начала избирательной кампании и по ее итогам. В первом случае объективный экспертный аудит состояния законодательства позволяет вовремя выявить пробелы, противоречия и уязвимости и осуществить его корректировку еще до назначения выборов, во втором случае — опыт только что проведенной избирательной кампании позволяет определить наиболее перспективные направления совершенствования законодательства в ближайшей и среднесрочной перспективе.

Полную версию доклада читайте тут

Источник: 
Фото: nom24.ru
Все новости рубрики СЕВАСТОПОЛЬ , Все новости рубрики В СТРАНЕ