В Минцифре развеяли слухи о цифровизации воинского учёта

Госдума приняла закон о создании цифрового реестра военнослужащих.

О деталях этих нововведений рассказал министр цифрового развития России Максут Шадаев. Рассказываем ключевую информацию, которую нужно знать.

- Зачем нужен реестр?

- Прошлой осенью многие смогли на себе ощутить несовершенство системы воинского учёта и призыва, отмечает Максут Шадаев.

«Все мы помним, когда сотрудники ИТ-компании, имевшие право на отсрочку, получали повестки, когда в военкоматах их почему-то не находили в списках, а сами списки спускались мучительно долго (всем нам так точно казалось). Были и те, кого пришлось возвращать уже из воинских частей. Стало понятно, что существующую систему нужно улучшать. Собственно, сейчас и предлагается оптимизировать порядок воинского учёта и призыва на срочную службу.

Я понимаю всю нервозность вокруг этой темы. Но задача на входе следующая – повестки для призыва на срочную службу должны получать те, кого можно призвать, и кто соответствует всем необходимым требованиям. Все, кто не должен получать повестки, — не должны их получить.

Хочу также напомнить, что сейчас идёт весенний призыв на срочную службу. Системных проблем с отсрочкой нет. Иногда списки вовремя не доезжают в отдельные военкоматы, такие единичные проблемы решаем в ручном режиме», – рассказал министр.

 - Связаны ли поправки с планами по мобилизации?

- «Нет. Наоборот, насколько мне известно, сейчас ставка сделана на привлечение к службе контрактников на добровольных началах. Многие регионы уже начали активно рекламировать возможность поступления на военную службу по контракту», – сказал Максут Шадаев.

- Когда будет запущен реестр?

- Созданием реестра по задания Министерства обороны занято Министерство цифрового развития. Предстоит систематизировать сведения о тех, кто стоит на воинском учете и сделать так, чтобы данных о людях можно было актуализировать онлайн.

«С граждан снимается обязанность по информированию военкоматов об изменении своего семейного положения, прописки, места работы, образования и др. (а такая обязанность сейчас в действующем законе предусмотрена).  Работодатель или образовательная организация также будут избавлены от необходимости предоставления целого набора сведений по факту их изменения и смогут перейти на отправку ежегодных отчётов через «Госуслуги».  Точные сроки запуска реестра будут определены после принятия закона, но, скорее всего, запустить его в полном объёме можно будет не раньше начала очередного осеннего призыва на срочную службу», – отметил Максут Шадаев.

При этом пользователь сможет видеть в личном кабинете на «Госуслугах», в каком военкомате он стоит на учете и есть ли у него право на отсрочку. Если возникнет ошибка, сообщить о ней можно будет онлайн, и неточность исправят. Уведомление о выписке повестки также придет в личный кабинет, также как о каких-либо ограничительных мерах, нарушенных в связи с нарушением закона. Также с помощью «Госуслуг» можно будет сообщить об уважительной причине, по которой гражданин не сможет прийти в военкомат по повестке.

- Что делать, если отсрочка есть, а повестка придет?

- «Пользователь не должен получить повестку, если подтверждено его право на отсрочку. Его данные будут исключены ещё на этапе формирования списка рассылки. Но если вдруг повестка все же придёт, её можно будет обжаловать на «Госуслугах» и подтвердить своё право на отсрочку, приложив необходимые документы. Обжаловать можно будет также решения военкоматов об установлении ограничительных мер, постановке на учёт и многое другое. Такие обращения будут рассматриваться в ускоренном упрощённом режиме – в течение 5 дней. При этом обращение будет рассматриваться не военкомом, а региональной призывной комиссией, которую возглавляет глава субъекта», – подчеркнул Максут Шадаев.

Кроме того, он рассказал, что Минцифры благодаря тесному взаимодействию с Минобороны проблемных случаев, связанных с призывом IT-специалистов, которые несмотря на отсрочку, получали повестки, стало значительно меньше. А в результате создания реестра их количество будет сведено к нулю.

- Все говорят об автоматической постановке на учёт. Что это значит?

- По словам министра цифрового развития, теперь чтобы встать на учет не надо приходить в военкомат лично, если: гражданин достиг определенного возраста, недавно получил гражданство или сменил место жительства.

«После фиксации принятого решения в реестре информация о том, когда и где он поставлен на учёт, появится у пользователя в личном кабинете на Госуслугах. От пользователя потребуется только отследить изменения на портале и, если вдруг данные не обновятся, написать запрос», – рассказал Максут Шадаев.

 

 

Источник: 
Фото: Правительство Севастополя
Все новости рубрики СЕВАСТОПОЛЬ