СЕВАСТОПОЛЬ, 30 АВГУСТА - РИА82
Медицинский психолог детского центра медицинской реабилитации городской больницы №5 – Центра охраны здоровья матери и ребенка Наталья Журавлева дала несколько советов, как подготовить ребенка к школе и что делать, когда он категорически не хочет туда идти. Первое - необходимо найти причину такого нежелания учиться.
«Причины могут быть разными. Одни проявляются на определенном этапе обучения или у детей одного возраста, другие могут возникнуть в любое время, причем как у первоклассника, так и старшего школьника. Основными могут служить следующие проблемы: трудности в учебе, конфликты с одноклассниками и педагогом, семейная ситуация. Иногда нежелание идти в школу может быть связано с критическими периодами развития ребенка. В любом случае, если родители сталкиваются с данной проблемой, необходима помощь специалиста, как правило, это школьный психолог, и индивидуальный подход в каждом конкретном случае», – отмечает Наталья в интервью для материала на сайте Медицинского информационно-аналитического центра Севастополя.
Проблема наполовину решена, если родители выявили причины бунта против школы. Психолог говорит, что часто нежелание идти в школу возникает из-за психологической неготовности ребенка к обучению.
«Ребенка можно назвать психологически готовым к школе, если у него достаточно развиты мотивационный, волевой, коммуникативный, эмоциональный и познавательный компоненты. У готового к школе ребенка сформирована внутренняя мотивация, это желание идти в школу учиться, общаться, получать пятерки, а не играть на переменах. Познавательный компонент включает в себя достаточно сформированную речь, развитие восприятия, памяти, внимания и мышления. Эмоциональный компонент включает в себя умение регулировать свое эмоциональное состояние, выражать свои эмоции в социально-приемлемой форме», – объясняет Наталья Журавлева.
Эксперт дает несколько советов, которые помогут подготовиться к началу учебного года:
- входите в режим заранее: не гуляйте допоздна и не спите до обеда;
- разговаривайте на разные темы, обсуждайте события и впечатления, разрешайте самостоятельно находить выход из ситуаций;
- не перегружайте ребенка обучением до начала семестра, чтобы не отбить интерес к познанию нового;
- тренируйте усидчивость;
- не рассказывайте о своем негативном школьном опыте, разрешите ребенку самому сформировать отношение;
- дайте ребенку физическую нагрузку: запишите в спортивную секцию, больше гуляйте и активно отдыхайте всей семьей.
«Задача взрослых - научить детей учиться, сформировать должную мотивацию к учению. Заставлять ребенка учиться неэффективно. Это может привести к тому, что ребенок вместо реальной учебы будет делать так, лишь бы отстали. Когда ребенок привыкает делать то, что его заставляют, в дальнейшем ему трудно разобраться в том, что ему на самом деле интересно и нравится. Портятся отношения с родителями, которые постоянно выполняют только контролирующую функцию», – считает Наталья.
Будущему первокласснику перед учебным годом будет полезно отдохнуть от городской суеты и общения с большим количеством людей, заниматься спортом, заранее увидеть школу, в которой он будет учиться, познакомиться с одноклассниками и классным руководителем. Также благоприятно повлияют игры, в которых активизируются знания о школе, например, «Собери портфель».
Если ваш ребенок готов к школе, то он:
- любопытный и активный;
- познает новое, читает книги;
- терпелив и умеет ждать;
- доводит начатые дела до конца;
- легко устанавливает контакт и общается с другими людьми.
Ребенок не готов к школе, если:
- есть задержка речевого развития, дислексия;
- часто болеет;
- предпочитает игры, а обучение ему не интересно;
- у него рассеянное внимание и плохая память.
Есть еще несколько универсальных правил для родителей школьников:
- определите профориентацию ребенка, его наклонности и таланты, запишите в художественную школу или спортивную секцию;
- обязательно давайте ребенку час-полтора на отдых после школы без напоминания об учебе - невнимательность и усталость не дают выполнять домашние задания качественно и полноценно;
- с самого раннего возраста приучайте ребенка к самоконтролю, организованности и ответственности - эти качества нужно привить еще до 5-6 лет, так как позже это сделать будет сложнее;
- интересуйтесь жизнью своего ребенка: с кем он дружит, как ведет себя на уроках и переменах, что интересного он узнал за день.